rodinamo.ru

Сказкотерапия при разводе для ребенка

Сказкотерапия при разводе для ребенка - картинка 1

Сказкотерапия как методы психологической помощи детям в ситуации развода родителей (стр. 1 из 9)

По дисциплине «Консультативная психология»

Тема: «Сказкотерапия как методы психологической помощи детям в ситуации развода родителей»

1.1.Развод: влияние на ребенка…………………………………………………..5

1.2.Методы психологической помощи детям в ситуации развода………..…12

1.3. Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей………………………………………………………………15

2. Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей………………………………………………………………. 21

Актуальность темы. Каждый год в России регистрируется 500–600 тыс. разводов, в результате чего от 400 до 600 тыс. детей остаются с одним из родителей, в подавляющем большинстве с матерью. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае — несчастливыми. Дефекты воспитания — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия — только отношение к ребенку.

Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.д. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.

В настоящее время с увеличением числа разводов возросла актуальность психологических исследований в области детско-родительских отношений в ситуации развода.

В силу объективных и субъективных причин в настоящее время в нашей стране именно папа живет после развода отдельно от семьи, а обязанность по воспитанию детей не редко становится прерогативой только женщины. Это подтверждают факты статистики и примеры из нашей психологической практики. Но мы, тем не менее, не склонны умолять роль мужчины, отца в воспитании детей в полной и, уж тем более, неполной семье. Останавливаясь в основном на поведенческих реакциях женщин, мы руководствовались лишь тем, что эмоциональный фон развода чаще всего зависит именно от женщины, от того, насколько мудро и благоразумно она поведет себя в этот сложный период жизни семьи.

Объект исследования: Сказкотерапия

Предмет: Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей

[1]

Цель исследования: разработка сказкотерапевтических занятий

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме.

2 Разработать сказкотерапевтическую коррекционную программу для детей, переживших развод родителей.

1.1. Развод: влияние на ребенка.

Образец жизни, образец общения, отношения к миру – это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка – в безопасности, в общении, в любви. Несмотря на то, что для взрослых развод – это не редко болезненное, малоприятное, порой, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле, при этом гамма чувств разводящихся изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Для детей же расставание родителей – это всегда разрушение среды обитания. Это и землетрясение, и война сразу [6].

Одно из самых ближайших последствий послеразводового стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья. По результатам долговременных психологических исследований почти половина детей из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях, а то и попросту озлобленными. Нет ничего удивительного, если дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится именно тем ужасом, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке [5].

Что же волнует детей больше всего, когда их родители расстаются?

1. Дети боятся, что не смогут больше общаться с отцом или матерью, с некоторыми друзьями и членами семьи (бабушкой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями).

2. Одним из самых больших опасений детей являются грядущие изменения. С разводом эти изменения коснутся многих домашних обязанностей. Детям, вероятно, придется приспосабливаться к новой домашней работе, другому режиму дня. Если же при разводе ребенок меняет место жительства – это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Тяжело переживается и расставание с любимым животным.

3. Дети боятся, что, если они потеряли одного родителя, то они могут потерять и другого. Возникают опасения, что их могут отдать в детский дом. Они перестают чувствовать себя в безопасности, волнуются относительно того, кто будет заботиться о них, и даже о том, кто будет забирать их после школы.
4. Споры и напряженность между родителями могут привести к тому, что дети будут чувствовать себя виновными в том, что произошло. Попытка вовлечь детей во взрослый конфликт может привести к отторжению их от обоих родителей и к возникновению чувства одиночества.

Чтобы снизить для ребенка травматический накал, необходимы искренность и ясность в объяснении сложившейся ситуации. При этом в разъяснениях, которые надо дать, важно учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка, возможности осознания им происходящего. Самое правильное – дать ребенку простое и доступное его пониманию объяснение [8].

Это очень важный момент развития ваших будущих отношений, как с бывшим мужем, так и с детьми. Совершенно ясно, что лгать детям нельзя. Постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам, тем более что ребенок все равно рано или поздно об этом узнает. С другой стороны, понятно, что и всю правду о ваших отношениях иногда сказать, не травмируя ребенка, бывает невозможно. Чем старше и взрослее ребенок, тем больше ему можно сказать. Если же он совсем мал, то отложите разговор до того момента, когда у него возникнут вопросы об отце (или матери).

Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами больше не будет, но будет приходить к вам. Наиболее доступна для маленького ребенка формулировка: «Папа переезжает, больше с нами жить не будет, но будет приходить к нам, и ты сможешь с ним видеться столько, сколько захочешь». Понятно, что такие слова должны быть подкреплены сознательной договоренностью родителей. Подростку можно сказать больше, однако не нужно вдаваться в подробное объяснение причин и обстоятельств развода, недопустимо объяснять развод несостоятельностью супруга. К сожалению, приходится слышать высказывания типа: «Папа плохой, мы его выгнали и больше к нам не пустим». Необходимо отделить отношения разошедшихся супругов от их отношения к детям. Ребенок должен ясно видеть и понимать, что его ждет, какими будут его дальнейшие отношения с матерью и отцом, будет ли он встречаться с родителем. Когда произошел серьезный разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка любого возраста важно знать, что они продолжают любить его и будут всегда о нем заботиться.

В любом случае нужно понятно и доступно объяснить ему ситуацию и в положительном свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности лучше не говорить, как не говорить и о других случаях, когда поступки одно из супругов унижали достоинство другого. Вполне возможно, что вопроса «Почему?» не последует вовсе, т.к. дети склонны принимать обстоятельства такими, как они есть [1].

Но прежде чем приступить к разговору, нужно еще раз хорошо продумать – как понятно и правдиво объяснить детям, что произошло между вами, как часто папа (или мама) будут их видеть, где вы вместе с ребенком будете жить, кто из родственников будет чаще других гостить в вашем доме. Если ребенку расскажет об этом человек, которому он доверяет и которого любит, сообщит все обстоятельства по возможности спокойно, без преувеличений и без лишних эмоций, ребенок отнесется к происшедшему более разумно и спокойно.

Детские реакции могут быть различны, в зависимости от возраста и от некоторых факторов, которые сопровождают развод, таких, например, как открытость обсуждения развода с родителями, степени конфликта между ними, экономических затруднений. Другими дополнительными стрессовыми факторами являются переход в другую школу, переезд и повторный родительский брак. Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы своевременно устранить негативные проявления.

Приведем некоторые наиболее общие реакции детей на развод, которые соответствуют определенному возрасту [15].

Грудной возраст. От рождения до 18 месяцев

Грудной ребенок, конечно, не понимает сути происходящего, но на уровне энергетики улавливает настроение родителей. Ребенок не может высказать того, что он чувствует, поэтому его частые заболевания становятся ответом на происходящее. Возможные детские реакции:

Помощь детям, переживающим развод родителей. Сказкотерапия.
материал по теме

Сказкотерапия при разводе для ребенка - картинка 2

Именно через чтение и обсуждение сказок мы, уважаемые педагоги, можем достаточно успешно решать проблемы маленького человека и помочь ребенку пережить переломный момент в его жизни.

Предварительный просмотр:

Сказка для детей, родители которых расстаются.

«Расставание». Анна Смирнова

В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького Мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал только: «Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже». Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти и почему они должны редко видеться, почему он не сможет играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное: «Вставай, соня, день уже начался». «Какие странные эти взрослые, -размышлял Мишутка, -вечно им что-то нужно менять. Ведь все было так хорошо». Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, Мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.

-Послушай филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может мы, его чем-то обидели или он нас просто разлюбил?

-Знаешь, Мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.

-Я слышал сегодня, как мама плачет и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное , перестал меня любить и если я уйду из дома, вернется к маме. тогда она больше не будет плакать.

-Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только он никому этого не показывает.

-Но если ему плохо, почему он не вернется?

-Потому, что жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты узнаешь о многих сложностях жизни.

-Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет?

-Нет, не забудет, вы же часть его жизни.

-Я не хочу быть частью, пусть все станет как раньше.

-Понимаешь, Мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долгой. Дети вырастают и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчат внуков. В других семьях папы и мамы расстаются раньше появления внуков.

-Это как у лисенка? От них ушла мама.

-И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, и стоит ему заступиться, как и ему тоже достается.

-Я знаю, зайчик говорил, что боится папу, и с мамой ему спокойнее.

-Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное твои родители чувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как в семье зайчика, расстались.

Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают.

Так же бывает и у взрослых.Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит, и жить вместе становится трудно.

-Я понимаю, но от этого не легче.

-Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь, всегда тяжело, но такое тяжело случается. Главное, суметь это пережить.

-Трудно быть ребенком, вздохнул Мишутка.

-Взрослым быть тоже не легко.Ты поймешь это, когда вырастешь. так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей.

Скачать:

ВложениеРазмер
skazka_dlya_detey_roditeli_kotoryh_rasstayutsya.doc28.5 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТИ И РАЗВОД:как сделать, чтобы он стал не трагедией, а жизненным ур.

Развод – это разрыв супружеских отношений, он затрагивает реорганизацию всей семейной системы и практически всегда проходит на фоне болезненных переживаний у всех, без исключения, членов семьи.

В статьях описывается как дети реагируют на развод родителей, какие изменения происходят в поведении ребенка.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СТАДИИ РАЗВОДА.

Арт-терапия в работе с детьми.

20 ноября — Всемирный День правовой помощи детям. Консультация для родителей «Права ребенка — соблюдение их в семье&raquo.

Развод в семье — тяжелое испытание для всех, особенно для детей. Ведь это конец целой жизни.

Подумайте сами: супруги когда-то жили друг без друга, а дети никогда не жили в семье без мамы или папы. Помочь детям пережить этот период, найти свое место в этой новой жизни может сказкотерапия.

Конечно, это не единственное средство, а лишь один из кирпичиков построения новой гармоничной жизни.

И сегодня сказку нам прислала еще одна моя подписчица, которую написала на нашем курсе «Сказки своими руками». Она представилась как Диковина В. и пожелала остаться в тени

Это так здорово, вдохновлять других на написание сказок!

[3]

Сказка про развод

Сказкотерапия при разводе для ребенка - картинка 4

Разрешите вам представить сказку про котенка двух королевств!

Сказкотерапия при разводе для ребенка - картинка 5

Далеко- далеко, там, где солнышко встает… жил был котенок! Это был совсем необычный котенок. У него были золотые ушки, золотые лапки и золотой хвостик! А его глазки переливались всеми цветами радуги.

Он родился маленьким крохой. Мама Кошка и папа Кот были очень рады и счастливы его появлению и поэтому поводу устроили пир на весь мир в своем Королевстве Снежных Узоров.

Королевство у них было большое и снежное. Котенок весело прыгал за снежинками целыми днями, рассматривал морозные узоры на окошках дворца и катался с ледяных горок.
Мама Котенка была тоже не совсем обычная- она умела вызывать и разгонять облака.

А за тридевять земель от этого Королевства находилось королевство Южных Ветров. Это было совсем другое Королевство. В нем были великолепные душистые сады. В садах росло множество разноцветных цветов и деревьев. Жители этого края жили в мире и согласии друг с другом. Они любили и восхваляли своего короля.

Но однажды в королевство Южных Ветров пришла беда. Там наступила жуткая жара. Жителям нечем было напоить ни себя, ни цветы. Цветы и деревья засохли. А все жители ушли искать другие края…

Остался один Король. Он пытался спасти свое Королевство, но у него одного никак не получалось.он был бессилен перед силами природы. От этого он горько плакал каждый день, и поливал своими слезами свою единственную, оставшуюся живой, розочку. Эта розочка была жива, но и у нее листочки уже начали превращаться в колючки.

Сказкотерапия при разводе для ребенка - картинка 6
И вот он, по обыкновению, сидел и плакал… И вдруг к нему пришла замечательная идея. Король придумал, что нужно сделать, чтобы спасти Королевство Южных Ветров. Нужно призвать на помощь кошку из Королевства Снежных Узоров. Король отправил маме письмо вместе с тройкой белых голубей. мама-Кошка прочитала его и немедленно поспешила на помощь.

Сказкотерапия при разводе для ребенка - картинка 7

Когда кошка прилетела в Королевство Южных Ветров, то увидела множество еле-еле живых деревьев и цветов. Она огорчилась, покачала головой и сразу же начала вызывать дождевые облака.

Прошептала волшебные слова. Хлопнула три раза в ладоши и… О, чудо. Над Королевством появились облака. Они были сначала белыми, а потом превращались в серые тучи. Пошел сильный-пресильный дождь.

-УРРРАААА. — закричали цветы, деревья, Король и Мама-кошка. Все были безумно счастливы и запрыгали от счастья!

Дворец, умытый дождевой водой, засиял всеми цветами радуги! Цветы снова распустили свои лепесточки, на полянку прилетели красивые бабочки, а деревья подставляли свои зеленые ладошки свежему дождику. Жители этого Королевства вернулись в свои уютные домики! Все стало по -прежнему хорошо. Все наладилось.

Но Король боялся теперь, что если мама-Кошка улетит обратно, то и облака с дождиком улетят вместе с ней. Растениям вновь будет нечего пить и история повторится. И тогда он попросил остаться Маму-кошку и жить вместе с ним в такой богатой, теплой и чудесной стране! Кошка осталась.

Прошло время. Мама-кошка ни на миг не забывала о котенке Золотые Лапки и скучала по нему. Кошка попросила короля отпустить её к котеночку. Король разрешил и дал маме- кошке свою тройку белых голубей. Мама-кошка прилетела в холодное Королевство Снежных Узоров.

Котенок был очень рад возвращению мамы кошки. Он подрос за это время, стал самостоятельным и многому научился. Мама-Кошка спросила Котенка, хочет ли он полететь вместе с ней. Малыш с радостью согласился. Они сели в карету, запряженную тройкой лучших белых голубей и полетели в Королевство Южных Ветров!

Котенку там очень понравилось. Он нашел много новых забав и друзей. И ему тоже захотелось, как и мама, управлять облаками! Мама-кошка его с удовольствием научила всем премудростям.

Котенок -золотые ушки стал взрослым и окреп. И он стал управлять двумя Королевствами сразу.

В Королевстве Снежных Узоров он собирал облака, взбивал их в пушистые тучки и направлял их в Королевство Южных Ветров! Все были счастливы! Котенок-золотой хвостик стал замечательным волшебником, его все любили и он получил имя Котенок двух Королевств.

С уважением, Диковина

Вот такая добрая сказка! Давайте поддержим Диковину своими отзывами и лайками!

ЛЕЧЕБНАЯ СКАЗКА ПРО РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ

Чт Май 19, 2016 9:32

ЛЕЧЕБНАЯ СКАЗКА ДЛЯ РЕБЕНКА ПРО РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ.
http://homepsychology.ru Татьяна Тонких ©

СКАЗКА ПРО РОЗОВУЮ КАПЕЛЬКУ.
Далеко-далеко за морями и океанами за лесами и горами, есть одна сказочная страна красок. В этой стране живут только одни краски.

Папы — краски, мамы — краски, дети- краски, дедушки, бабушки, дяди, тёти и все они — краски. В этой сказочной стране живёт маленькая капелька розовой краски. У неё есть мама – краска белого цвета и папа – красного цвета. Именно поэтому доченька у них получилась нежно розовая. Как — то раз капелька розовой краски стала рисовать. И нарисовала она красивую цветочную поляну и много-много разных бабочек. Она нарисовала целую сказочную страну бабочек и мотыльков, в которой жила – была одна бабочка, и звали её Баняша. Она была очень красивой, талантливой бабочкой, умела сама себя развеселить и развлечь. Она часто танцевала, порхая над цветами и травами, иногда пила вкусный нектар, а иногда просто наблюдала за тем, как танцуют и кружатся другие бабочки.

У Баняша была мама Нина, которая очень любила свою малышку — бабочку. Они вместе летали, катались на радуге, пили свежую росу по утрам, дышали свежим воздухом после дождя. Иногда по выходным Баняша со своей мамой летала к знакомым бабочкам и мотылькам на соседнюю цветочную поляну. У Баняши ещё был папа Егор, который тоже очень любил свою доченьку. Он всегда любовался ею и говорил, какая же она у него красивая и нежная.
Жили они все вместе дружно и счастливо. И вот однажды, волшебница Судьба (повелительница всех судеб в мире), решила сделать каждого в этой семье бабочек ещё счастливее. Когда вся семья спала под ночным небом крепким сном, Судьба прилетела к ним в виде лёгкого ветерка и шепнула на ушко что-то маме и папе Баняши.

Утром родители проснулись и приняли решение больше не жить и не летать вместе. Они решили, что Баняша теперь будет летать вместе с мамой Ниной, а папа Егор будет летать за лесом на другой цветочной поляне.
Баняша узнала об этом позже и сначала очень огорчилась. Она не понимала, почему это всё произошло с ней и для чего это нужно. Ведь она любила маму и папу одинаково. Она привыкла, что мама и папа всегда рядом и летают они все вместе. Сначала Баняша сердилась на маму, потом на папу, а затем на себя и на всю, нарисованную красочкой, волшебную страну.

Это были неприятные чувства: была злость, обида
Хотелось грустить и .
Продолжение сказки читайте на нашем сайте «Домашняя психология»: http://homepsychology.ru/skazka-razvod-roditeleiСказкотерапия при разводе для ребенка - картинка 9

Сказкотерапия как метод формирования и развития коммуникативных навыков детей в ситуации развода родителей

Татьяна Шубина
Сказкотерапия как метод формирования и развития коммуникативных навыков детей в ситуации развода родителей

Сказкотерапия как метод формирования и развития коммуникативных навыков детей в ситуации развода родителей

Семья – это основная ячейка общества. Именно семья учит ребенка любить, радоваться жизни, познавать мир, искать свое место в обществе. Отношения между родителями являются примером для детей, на примере родителей дети учатся переживать тяжелые моменты и в дальнейшем строить свои собственные отношения.

Но на сегодняшний день одной из значимых проблем общества и семьи стали разводы. Причем наиболее распространенным это явление считается среди молодых пар в возрасте от 25 до 40 лет.

По данным официального сайта Правительства Архангельской области за 9 месяцев 2010 года территориальными отделами агентства ЗАГС в Архангельской области и Ненецком автономном округе зарегистрирован 8401 брак, что на 349 больше, чем с января по сентябрь 2009-го. Отмечается снижение количества расторгаемых браков. Если в 2009 году было зарегистрировано 4747 разводов, то в 2010 году их количество снизилось на 465 и составило 4282. Не смотря на это, количество расторгнутых браков остается большим.

После развода ситуация в разных семьях складывается по — разному. Это зависит не только от характера и образа жизни взрослых, причин их развода и того, как складывается их новая личная жизнь, но и от того, как реагирует на разлуку с матерью или отцом ребенок и как ведет себя по отношению к нему родитель, с которым он остался.

Многие женщины, переживая развод, совершенно забывают о ребенке, полностью сосредоточившись на жалости к себе и обиде на бывшего мужа. А ведь ребенок переживает распад семьи не меньше, а может, еще и больше.

Для любого ребенка развод родителей это, прежде всего колоссальный стресс, который оказывает большое негативное влияние на психологическое состояние детей. Это всегда разрушение среды обитания.

Что же волнует детей больше всего, когда их родители расстаются?

1. Дети боятся, что не смогут больше общаться с отцом или матерью, с некоторыми друзьями и членами семьи (бабушкой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями).

2. Одним из самых больших опасений детей являются грядущие изменения. С разводом эти изменения коснутся многих домашних обязанностей. Детям, вероятно, придется приспосабливаться к новой домашней работе, другому режиму дня. Если же при разводе ребенок меняет место жительства — это тоже может стать для него дополнительным стрессом.

3. Дети боятся, что, если они потеряли одного родителя, то они могут потерять и другого. Возникают опасения, что их могут отдать в детский дом. Они перестают чувствовать себя в безопасности, волнуются относительно того, кто будет заботиться о них, и даже о том, кто будет забирать их после школы.

4. Споры и напряженность между родителями могут привести к тому, что дети будут чувствовать себя виновными в том, что произошло. Попытка вовлечь детей во взрослый конфликт может привести к отторжению их от обоих родителей и к возникновению чувства одиночества.

Злость, печаль и растерянность – основные эмоции, которые обычно испытывают дети в этот период. Ребенок может стать плаксивым, капризным, испытывать страхи.

Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют, что факт развода вызывает такие тяжелые последствия у ребенка, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность) и т. д.

Одно из самых ближайших последствий послеразводового стресса для детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья. По результатам долговременных психологических исследований почти половина детей из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях, а то и попросту озлобленными. Нет ничего удивительного, если дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов.

[2]

Чтобы снизить для ребенка травматический накал, родителям необходимы искренность и ясность в объяснении сложившейся ситуации. При этом в разъяснениях, которые надо дать, важно учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка, возможности осознания им происходящего. Самое правильное — дать ребенку простое и доступное его пониманию объяснение.

Это очень важный момент развития будущих отношений, как с бывшим супругом, так и с детьми. Совершенно ясно, что лгать детям нельзя. Постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам, тем более что ребенок все равно рано или поздно об этом узнает. Дошкольнику достаточно сказать: «Папа (мама) переезжает, больше с нами жить не будет, но будет приходить к нам, и ты сможешь с ним видеться столько, сколько захочешь». Понятно, что такие слова должны быть подкреплены сознательной договоренностью родителей. Подростку можно сказать больше, однако не нужно вдаваться в подробное объяснение причин и обстоятельств развода, недопустимо объяснять развод несостоятельностью супруга. К сожалению, приходится слышать высказывания типа: «Папа (мама) плохой (-ая, мы его (ее) выгнали и больше к нам не пустим». Необходимо отделить отношения разошедшихся супругов от их отношения к детям. Ребенок должен ясно видеть и понимать, что его ждет, какими будут его дальнейшие отношения с матерью и отцом, будет ли он встречаться с родителем.

Детские реакции могут быть различны, в зависимости от возраста и от некоторых факторов, которые сопровождают развод, таких, например, как возможность обсуждения развода с родителями, степени конфликта между ними, экономических затруднений. Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы своевременно устранить негативные проявления.

Таким образом, распад семьи и напряженность отношений между родителями сильно травмируют любого ребенка. Не стоит ограждать ребенка от переживаний, поскольку он так или иначе будет страдать. Ему необходимо помочь пережить относительно безболезненно расставание с одним из родителей.

Существуют различные методы психологической поддержки ребенка в данной ситуации. Одним из них является сказкотерапия. В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

В результате многолетней работы Е. Куличковская и О. Степанова разработали практические материалы для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода.

Авторы предлагают диагностические методики для определения состояния ребенка, понимания его места в сложившейся семейной структуре, отношения детей к близким для них людям, степени привязанности к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола, а также исследованию психоэмоционального состояния.

Далеко не всегда ребенок склонен говорить с кем – либо о своих переживаниях. Поэтому после проведения диагностики и уточнения проблем ребенка авторы предлагают использовать в дальнейшей терапевтической работе сказки.

Сказка дает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказка — зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия.И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы. И, заметьте, всегда счастливый конец — она оптимистична, добра и надежна!

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами. Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка. Психолог и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее в песочнице.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Так, например, сказка Т. Холкиной «Про маленькую веселую рыбку», которая плыла к морю в большой и красивой реке. Ей было хорошо и спокойно, но однажды все изменилось. Река стала шумной и бурной и вскоре разделилась на два ручья. Рыбке стало страшно,она заметалась: в какой ручей ей плыть? Где остаться? К ней на помощь пришел ее друг Ветерок, который успокоил ее, показав, что Ручейки текли рядышком и между ними был мостик — радуга по которой рыбка могла перебираться в другой ручеек. Ручейки успокоились и рыбка плыла со своими Ручейками все дальше и дальше к Морю.

Данная сказка на символическом уровне передает знания для ребенка о том,что люди как реки: то сходятся, то расходятся. Так бывает, но жизнь продолжается. И еще – не смотря на разрыв, оба Ручейка – родителя любят ребенка, они всегда будут рядом и не так важно, в каком Ручейке ты плывешь, ведь всегда можно придти в гости к другому Ручью, а потом опять вернуться обратно.

Сказка помогает обсудить переживания, связанные с ситуацией развода такие как:

1. Обида, злость, страхи.

2. Найти ответ на вопросы «почему?», «кто виноват?», «зачем люди расходятся?».

3. Разобраться с эмоциями, когда у мамы или папы появился «друг» (подруга).

4. Взаимоотношения со сводным братом (сестрой).

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить трудную и страшную для него ситуацию развода.

Сказочные истории позволяют сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним и сформировать веру в позитивное разрешение проблемы.

Читайте сказки. Феномен сказки в том, что даже без обсуждения она делает свое «сказочное» дело. Она запускает механизм самоисцеления – и у детей и у взрослых.

Куличковская Е. В., Степанова О. В. Это горькое слово «Развод«. Психологическая работа с детьми, переживающими развод родителей. -М. Генезис,2010.

Дидактическая игра «Прошу помощь». Всем известна игровая ситуация, когда дети стоят в кругу и по заданию воспитателя называют слово или ведут счет. В игре наступает момент,.

Сказкотерапия при разводе для ребенка - картинка 11Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию» В своей работе как с детьми так и воспитывающими взрослыми и педагогами я использую метод комплексная сказкотерапия. Автор метода Татьяна.

Сказкотерапия при разводе для ребенка

  • Главная
  • Добро пожаловать
  • Магазин
  • Подписка
  • VIP
  • Витрина
  • Корзина
  • Оформление заказа
  • Мой аккаунт
  • Услуги психолога
  • Прайс
  • Главная
  • Диагностика
    • Дети
    • Родители и педагоги
  • Документация
    • Документация педагога-психолога
    • Докуметация воспитателя
    • Нормативы
    • Стили на документы
  • Лэпбук
  • Методическая копилка
    • Адаптация
    • Безопасность ребенка
    • Возрастные особенности детей
    • Готовность к школе
    • Досуг
      • Игры
      • Поделки
      • Распечатай и играй
      • Творчество
    • Здоровье
    • ИКТ, ЦОР, ЭОР
      • Компьютерные игры
    • Картотеки
    • Культурно-гигиенические навыки
    • Листовки
      • Праздники
    • Развитие внимания
    • Развитие восприятия
    • Развитие мышления
    • Развитие памяти
    • Развитие речи
    • Родительские собрания, консультации
    • Семинары для педагогов
    • Семья
    • Страхи
    • Эмоции
  • Что делать, если …
    • Сказки с помощь

Поддержка ребенка при разводе

Сказкотерапия при разводе для ребенка - картинка 12

Период развода является сложным для семьи в целом. Но особый отпечаток развод накладывает на детей. Как правило, родители много скандалят, делят имущество, судятся. Ребенок является либо наблюдателем, либо участником всех этих ссор.

Период после развода – адаптационный к новой жизни

НЕКОТОРЫЕ РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ НА РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ:

  • Ухудшение физического состояния (головная боль, боли в животе).
  • Страхи. К детям могут вернуться прежние страхи, например боязнь темноты, которые он уже преодолел, или возникнуть новые: за собственное благополучие (страх быть брошенны­ми и никому не нужным); за своего «бедного брошенного папочку»; за мамочку, которая теперь выглядит такой груст­ной и усталой и т. п.Сказкотерапия при разводе для ребенка - картинка 13
  • Злость. Дети могут злиться на самих себя (полагая, что их не­послушание привело к разрыву между папой и мамой или за то, что они не предприняли ничего для того, чтобы родители не расстались); на обоих родителей за то, что они не сохранили семью; на одного из родителей, которого считают виновником разрыва. Злость, испытываемая по отношению к одному из родителей, может быть переключена на другого, на которого злиться не так опасно, на школьных друзей и учителей или проявиться в деструктивном, вызывающем поведении.
  • Печаль, может проявиться в плаксивости, принять форму пассивной самоизоляции, в утрате всякого интереса к школе, друзьям или к тому, что прежде доставляло ребенку радость и удовольствие

Изменения в эмоциональном состоянии, поведении ребенка начинают беспокоить родителей приблизительно через полгода, когда признаки стресса, невротические реакции становятся яркими, ребенку больше трудно их скрывать. Из-за большой отсрочки во времени родители часто не связывают их появление с разводом, пытаются найти другую причину.

Важно проработать с ребенком ситуацию развода, т.к. многие винят себя, обвиняют оставшегося родителя и это приводит к ухудшению и так не легкой ситуации.

Для работы с ребенком в ситуации развода или после, можно ильзовать приемы сказкотерапии.Например, в своей практике использовала 2 сказки Про Маленькую Веселую Рыбку и Фея Равнодушие.

Про Маленькую Веселую Рыбку

(автор Татьяна Холкина)

К Морю текла большая, красивая Река, а в ней резвилась Маленькая Веселая Рыбка.

Река была большая и поэтому легко преодолевала и мели, и пороги, и холод зимой, и жару летом. Каждая капелька в ней поддерживала друг дружку и нежила Маленькую Весе­лую Рыбку. Река очень любила свою Маленькую Рыбку, а Рыбка очень любила Реку. И было Маленькой Рыбке в этой большой Реке спокойно и хорошо. Она плыла вместе с Ре­кой по течению к Морю и росла-подрастала. А ещё у Ма­ленькой Веселой Рыбки был друг Ветерок, с которым она играла в догонялки. Когда они играли, над ними светило ласковое солнышко!

Но однажды все изменилось! Началось в Реке волнение. Вода стала шумной, бурной и мутной, как будто ссорилась сама с собой… Рыбке казалось, что Река совсем забыла про нее. И даже солнышко, казалось, померкло. Маленькой Рыб­ке стало страшно и обидно. Она захотела вернуться назад, туда, где было так спокойно и хорошо! Но Река несла её впе­ред и вперед, и, казалось, ничего уже нельзя поправить…

— Ветерок-Ветерок, почему все не может быть, как пре­жде? — спрашивала, чуть не плача, Маленькая Рыбка. — Я не знаю, как мы будем жить дальше, и поэтому боюсь.

— Не надо бояться того, чего не знаешь. Хочешь, я сле­таю вперед и расскажу тебе, что там? — спросил Ветерок и умчался далеко вперед.

А когда вернулся, то успокоил Рыбку:

Впереди Река разделяется на два Ручья. Они, конечно, не такие большие, как была когда-то Река, но очень сим­патичные. Они текут совсем рядышком, и над ними опять сияет солнышко.

Ну почему, почему Река разделяется? — возмутилась Маленькая Рыбка. — Я не хочу!

Знаешь, реки как люди: то сходятся, то расходятся. Так бывает, но жизнь-то продолжается! Надо просто переплыть поскорее трудное место, — сказал ей мудрый Ветерок.

Когда Рыбка доплыла до места, где делилась Река, она заметалась: в какой ручей ей плыть? Где остаться? На что решиться?!

Но верный друг Ветерок её успокоил:

— Плыви туда, куда сама захочешь. Оба Ручейка тебя любят и будут любить всегда. Они всегда будут рядом с то­бой! И не так важно, в каком Ручейке ты плаваешь, ведь ты всегда можешь прыгнуть в гости к другому Ручью, а потом опять вернуться обратно.

— Ладно-ладно, я поняла, — засмеялась Маленькая Рыб­ка. — Сделаю, как ты советуешь!

Рыбка выбрала правый Ручей. И чем дальше, тем спо­койней становился Ручеек: сначала взъерошенный и мут­ный, будто заплаканный, дальше он успокаивался. Вода стала чистой и снова заискрилась под солнышком. И вто­рой Ручеек тоже прояснился и кидал в Маленькую Весе­лую Рыбку веселые брызги. От них над Ручейком зажегся мостик-радута. Рыбка прыгала к Ручейку в гости прямо по этой радуге, и вместе с ней прыгал друг Ветерок.

Так Маленькая Веселая Рыбка и плыла вместе со свои­ми Ручейками дальше, все вперед и вперед, к великому и прекрасному Морю

Возраст: 5 – 11 лет.

Направленность: Переживания, тревога и беспокойство, связанные с разводом родителей.

Ключевая фраза: Обычно ребенок не говорит ничего — он переживает про себя.

В стародавние времена, далеко-далеко — в той стране, где все­гда лето,— произошла эта история.

Жил-был мальчик и было ему…. лет. Он был очень похож на тебя: любил кататься на велосипеде, есть мороженное, иг­рать в футбол с друзьями, ходить кататься на аттракционах со своими родителями по выходным.

Вообще, в своей семье ему жилось замечательно. Мама его ласкала и воспитывала, это было, наверное, нужно, и было чрезвычайно приятно, что именно она — мама — хочет, чтоб из ребенка вырос такой же человечище, как папа, которого она, между прочим, всегда в пример ставила. Папа тоже зани­мался воспитанием сына: гулял с ним (именно он научил ка­таться на велосипеде нашего героя), а главное — у папы был еще один друг — автомобиль, занимаясь с которым, они с сы­ном проводили много времени (что-то там все время барахли-ло). Отец возился под капотом, а сын, в помощь отцу, в салоне нажимал на педали, чтобы папа мог оценить работу двигателя.

И так длилось долгое время. Но злая волшебница Равноду­шие заколдовала родителей. Мама и папа стали часто ссорить­ся. Все чаще по вечерам бабушка, а не мама, сидела у кроватки и читала нашему мальчику сказки. А мама и папа на кухне о чем-то спорили и громко кричали. В эти моменты мальчику хотелось одновременно и спрятаться, сжавшись в комок, что­бы этого не слышать, и забежать на кухню, чтобы прервать разговор родителей, помешать им ссориться, помирить их. Или, наконец, заклеить им рты пластырем и, связав, уложить спать.

Наутро все просыпались расстроенными и невыспавшими­ся: мама — с заплаканными глазами, папа — сердитым.

Грустно и тоскливо, буквально до слез, было нашему маль­чику.

И тут Равнодушие придумала новую беду — развод. Мама и папа решили, что вместе они жить не могут и надо попробовать жить отдельно друг от друга. Мальчик наш остался жить с ма­мой, так как именно она могла ухаживать за подрастающим сыном лучше всех и именно она умела выслушать сына, понять его и пожалеть. А папа уехал…

Тогда нашему мальчику стало очень тоскливо. Грустные мысли одолевали его. Ему казалось, что папа уехал именно потому, что не любит его. И что родители тогда, по вечерам, ссорились именно из-за него. И что развод — это наказание ему за плохое поведение. Казалось, что этому не будет конца.

И вот однажды во сне ему явился волшебник из Страны Надежды. Он был высок и красив, голос его походил на папин. Он взял мальчика на колени, как делал это папа, когда они вдвоем смотрели по телевизору футбол. Это было так прекрас­но и удобно. Волшебник объяснил ему и про фею Равнодушие, и про то, что родители по-прежнему его любят.

И мальчику стало так тепло и хорошо, что утром он про­снулся радостный. Не успев зайти на кухню, чтобы позавтра­кать, он услышал телефонный звонок. Это был папа.

Затаив дыхание, сын слушал, как отец приглашал его пойти погулять, покататься на велосипеде, а затем заехать в гараж, поковыряться в машине…

О, что за денек выдался тогда! Солнце припекало и поблес­кивало в спицах велосипеда. Глаза папы и сына сияли счасть­ем. Они держались за руки. И все бабушки во дворе говорили, что сын похож на отца. Когда же они возвращались домой, папа купил три порции мороженого и со словами «Одно для мамы, передай ей» протянул сыну.

И в тот день мальчик понял, что в жизни его произошли некоторые перемены: у него стало два дома — мамин и папин, и родители его по-прежнему любят и ценят, и каждый из них хочет быть рядом с ним всю жизнь. И ничто — даже фея Рав­нодушие со страшным разводом — не помешает этому счас­тью, потому что страна Надежды всегда будет с ним.

Вопросы для обсуждения

Что сделала с родителями фея Равнодушие и почему маль­чику стало так грустно от этого?

Как ты думаешь, прав ли был мальчик, когда думал, что папа

уехал именно из-за него?

Что понял мальчик в конце истории, согласен ли ты с ним?

Литература

  1. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
  2. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  3. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
  4. Додонов Большой юридический словарь / Додонов, В.Н. и. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 790 c.
  5. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях